Если заслуги выдающихся русских модельеров (и в первую очередь Н.П. Ламановой), к сожалению, известны лишь специалистам и небольшому кругу интересующихся, то такие имена, как Пьер Карден (Pierre Cardin), Ив Сан Лоран (Yves Saint-Laurent), Кристиан Диор (Christian Dior), знают, пожалуй, все.

Однако, в профессиональной биографии этих известных модельеров есть один объединяющий их творчество факт – огромный интерес к русскому национальному костюму и его сценической интерпретации в знаменитых Русских Сезонах Сергея Дягилева. Об этом с нескрываемым воодушевлением они рассказывали в своих многочисленных интервью, называя русский стиль источником своего вдохновения.

«У меня всегда была настоящая страсть к России…» — говорил Карден. Памяти Пьера Кардена, ушедшему из жизни 29 декабря 2020 журнал MYWAY посвятил следующую статью.

 «Карден сотрудничал с советскими фабриками: на них изготавливались ткани, из которых потом шились его коллекции. Под маркой Pierre Cardin шили вещи на 30 заводах по всему Советскому Союзу. Майя Плисецкая была одной из «муз» знаменитого модельера. Специально для нее Карден сделал костюмы Анны для балета «Анна Каренина», героини фильма «Фантазия», снятого по мотивам «Вешних вод» Тургенева, Нины Заречной для балета «Чайка», Анны Сергеевны для балета «Дама с собачкой». Также кутюрье создавал вечерние платья и повседневные ансамбли, которые преподносил балерине в подарок. Он влюбился в спектакль Ленкома «Юнона и Авось» и за свои деньги устроил этому спектаклю европейские гастроли (и часто, кстати, пел арии из «Юноны» в своем ресторане). Он коллекционировал работы российских художников и скульпторов – в саду его виллы, к примеру, стояли скульптуры Александра Бурганова».

Платья от Кардена для Майи Плисецкой в фильме «Анна Каренина» (1967)

«Юрий Гагарин открыл мне новый мир, мир огромного бескрайнего космоса, чем навсегда покорил меня как человека и художника», -говорил кутюрье. В 60-х он создал коллекцию Space, вошедшую в историю моды.

Очень любил Россию и Ив Сен-Лоран… Во многих его коллекциях ощутимо влияние русской культуры, а коллекция 1976 года и вовсе была создана по мотивам русских балетов Дягилева. Об этом пишет в книге «Мой Ив Сен Лоран» ее автор- Катя Перцова, 20 лет проработавшая в Доме Моды Ив Сен Лоран.

«28 июля 1976 года в жаркий летний день между садами Тюильри и Вандомской площадью, в Императорском бальном зале отеля «Интерконтиненталь» король моды Ив Сен Лоран впервые представил коллекцию на подиуме, специально построенном для него. Эта коллекция прославилась под названием «Opera-Ballets russes». В коллекцию вошло 110 моделей, а эскизов нарисовано было гораздо больше. Показ прошел исключительно успешно, был встречен восторженными откликами. Вот что писали газеты: «Революционная коллекция, меняющая направление моды в мире» («New York Times»); «При каждом пассаже захватывает дыхание. Каждая следующая модель прекраснее предыдущей. Нам показали больше чем коллекцию. Это было событием» («Journal du dimanche»).

Русское народное искусство, крестьянские костюмы, придворная роскошь, вышивки золотой и серебряной нитью, Дягилевские балеты вдохновляли парижских кутюрье и раньше. «Русские сезоны» потрясли Париж 20-х годов и повлияли на стиль многих Домов моды на последующие сезоны. Пуаре, Шанель, Ланвен использовали русские мотивы в своих коллекциях от-кутюр еще до рождения Сен Лорана. А Ив Сен Лоран сумел создать свой стиль, выкристаллизовать из предшествующей моды свои легко узнаваемые линии. Он сумел одеть в русском стиле современных ему женщин, и этот стиль возвращается и снова и снова…. Свидетели показа русской коллекции 1976 года говорили, что публика следила за моделями, проходящими по подиуму, затаив дыхание, завораженно как в театре. Все закончилось длительными бурными рукоплесканиями. Выходя из парадного зала отеля «Интерконтиненталь», гости не могли сдержать слез, настолько это было театрально-величественно, ново и прекрасно.

В том же сезоне и другие Дома — Ungaro, Scherrer, Lanvin, Dior — использовали народный славянский крой и цветастые мотивы и меха, но самой знаменитой осталась именно эта русская коллекция, созданная Ив Сан Лораном. Свободные блузки, туники, подпоясанные тяжелыми шелковыми шнурами, широкие присборенные длинные нижние и верхние юбки, драгоценные ткани, замшевые жилеты, отороченные мехом, расшитые черным бисером пальто из золотой парчи, вышитые болеро, бархаты, шелка, представляемые красавицами в русских платках, замшевых сапогах на высоких каблуках с меховой оторочкой и золотыми шнурами, шапки Мономаха с соболями, шелковые тюрбаны с золотой нитью, цветастые шали… И цвет: множество красных, розовых, оранжевых, зеленых, аметистовых, фиолетовых оттенков сочетались. Сам Маэстро признавался: все его платья в этом сезоне стали «фольклорными, пышными, русскими». Принято считать, что с этой коллекцией Ив Сен Лоран стал самим собой, нашел собственный стиль, закончил обучение у Кристиана Диора «Я эгоистично воплотил все мои мечты, мою любимую живопись, любимые оперы и балеты, — говорил он.. Русская коллекция уже описана много раз и в книгах и в прессе, каждый автор ищет причину этого артистического подъема, всплеска вдохновения». (Баронесса Элен де Людингаузен, русского происхождения, из семьи Строгановых заведовала салонами высокой моды Дома Ив Сан Лоран).

Из коллекции Ив Сен Лорана
Yves Saint Laurent, «Opera-Ballets Russes», 1976 год

И Пьер Карден (1922 – 2020), и Ив Сен Лоран (1936 – 2008) начинали свою карьеру в ателье Кристиана Диора (1905 — 1957). Русская культура не раз служила источником вдохновения и для Дома Dior с момента его основания. Юношей, Кристиан Диор был поражен красотой Русского балета Дягилева. Испытывая страстный интерес к архитектуре и конструктивизму, особенно к работам Родченко, в 26 лет Кристиан Диор приезжает в Москву. А в 1959 году Дом Dior организует впечатляющий показ специально для советского зрителя. Об этом можно было узнать на выставке «Диор: Под знаком искусства» («Insipration Dior»), прошедшей в ГМИИ им. Пушкина в 2011 году.

«С 1907 по 1917, были похожи на великолепный фейерверк, озаривший небо. Русская культура решительно возвестила о приходе двадцатого века и, судя по всему, намеревалась сохранить свое главенствующее влияние. Во всех областях искусства — живописи, скульптуре, архитектуре, литературе, музыке, театре и балете — Россия вырвалась вперед, преподнеся миру волнующе новое понимание красоты. Имена русских художников были известны во всем мире, став символом всего дерзкого, прекрасного и свободного. Среди русских деятелей культуры царила радостная уверенность, что приближается эпоха, когда красота искусства изменит и обновит мир. 

Но тут наступили смута и хаос мировой войны, а вместе с ней пришли драматические перемены». (Сюзан Масси «Земля Жар-птицы. Краса былой России»).

Во Франции память об определяющем влиянии русского искусства на дальнейшее развитие мировой культуры по-прежнему сохраняется. В 1965 году в Париже площадь, находящаяся за Оперным театром Opéra Garnier, получила имя Сергея Дягилева (La place Diaghilev) Именно в этом театре и проходило большинство выступлений Русских сезонов, покоривших мир. Памятник Сергею Дягилеву установлен в Монте- Карло (княжество Монако), его именем названы улица и аллея. В Париже есть улица Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Льва Толстого… А в общей сложности более 150 улиц Парижа носят названия, связанные с русской культурой, историей, географией. И это интереснейшая тема для исследования.