Среди многочисленных замечательных фильмов советского кинематографа своё запоминающееся место занимает комедия «Дежа вю» (1989).

Один из эпизодов этого фильма очень примечателен – это сцена на телеграфе, когда американский «профессор», направляющийся ловить бабочек на Суматру, намеревается оплатить телеграмму – молнию долларовой купюрой, за что  получает строгий окрик телеграфистки:

– Это не деньги!  Рубли давайте!

Оторопевший «профессор», рассматривая свою 50-долларовую банкноту, произносит:

– Что вы хотите этим сказать, что это не деньги. Как это не деньги?

Но телеграфистка продолжает настаивать:

– Это не деньги. Рубли, рубли давайте!

Воспринимая эту сцену не более как веселую и остроумную шутку, наверное, мало, кто мог себе представить, что это именно тот случай, когда шутка оказалась правдой, причем по историческим меркам, правдой совсем недавней, но полностью замалчиваемой.

И указала на эту правду американка – известная писательница Сюзан Масси (Suzanne Massie). Во время работы над своей книгой «Земля Жар-птицы. Краса былой России» (“Land of the Firebird. The Beauty of Old Russia,” 1980) она подняла множество архивных материалов и обнаружила, насколько общепринятая трактовка событий расходится с тем, что было на самом деле. «По мере того, как я углублялась в проблему, – пишет Масси в предисловии к своей книге, – передо мной всплывали картины из жизни богатой, разнообразной и яркой страны — весьма отличающиеся от затверженных историй о мрачном тысячелетии. Но я отдавала себе отчет в том, что мне вряд ли поверят…»

Художник Илья Глазунов, хорошо знавший Сюзан Масси, писал. «Я помню, как восторженно говорила она: «Нижегородская ярмарка определяла курс доллара, а у вас сейчас доллар определяет курс рубля.»

До Первой Мировой войны Нижегородская ярмарка являлась главным международным экономическим событием. Именно здесь устанавливались цены на хлеб для всего мира. Цены на товары, устанавливаемые на ярмарке, становились эталоном. «Миллионы крестьян и торговцев из Европы и Азии устремлялись на эту огромную ярмарку… За два месяца ярмарки население города увеличивалось с 40 000 до 200 000 человек.»

И именно золотой царский рубль был определяющей мировой денежной валютой.

В фильме «Дежа вю» есть еще один интересный эпизод, в котором американский «профессор» отправился, по совету работника гостиницы, обменивать свои доллары на рубли в Булочную Ничипорука.

– Марки, франки, фунты? – любезно спрашивает герой Николая Караченцова

Услышав в ответ: – Доллар, – отвечает следующее.

–  Он падает. По нашему курсу 61 копейка – один доллар.

События происходят в 1925 году, таким образом даже в это время доллар не пользовался большим спросом.

В Москве в Музее современной истории России (Тверская, 21) хранятся дореволюционные денежные купюры достоинством 25, 50 и 100 рублей. По центру каждой из них есть надпись: «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету. Без ограничения суммы (1 р. =1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)»

Причем этот обмен не прекращался и во время Русско-японской войны и связанных с ней революционных волнений 1905 -1907 гг. Вплоть до Первой мировой войны любой желающий мог вместо банкноты получить золотую монету.

Свой царский статус золотой рубль потерял в результате февральской революции, когда пришедшее к власти Временное правительство лишило изображенного на золотых монетах двуглавого царского орла державы, скипетра, короны. С его груди было убрано изображение Георгия Победоносца, а широко распростертые крылья были опущены. Лишенный атрибутов царской власти орел Временного правительства просуществовал  с 21 марта 1917 г. до 10 июля 1918 г.

Но спустя 74 года в 1992 г он вновь появился уже как эмблема Банка России, которая помещалась на всех банкнотах и монетах. Однако, по словам директора департамента наличного денежного обращения А. Юрова, этот двуглавый орёл, не является гербом Временного правительства 1917 года: «наша эмблема — изображение художника Билибина,  которое он рисовал для оформления русских народных сказок».

И тем, кто обращает внимание на символы, было интересно заметить, что сказочный орел Ивана Билибина в 2016 году вновь поднял и широко распростер свои крылья, а также вернул себе все царственные атрибуты: державу, скипетр, корону и изображение Георгия Победоносца на груди. И в таком виде он изображен на всех денежных единицах, начиная с 2017 года.

Двуглавый орел – символ Временного правительства имеет интересную историю. Над его созданием работали известные геральдисты и художники: В. Лукомский, С. Тройницкий, Г. Нарбут,  И. Билибин. Они предложили использовать в качестве  символа двуглавого орла эпохи Ивана III Великого, отразив этим тенденцию своего времени – повышенный интерес общества к событиям русской истории допетровской эпохи.

Орел Ивана III Великого, хоть и лишённый царских атрибутов, тем не менее напоминал о экономическом могуществе Русского государства в период правления династии Рюриковичей.

Нижегородская ярмарка, ставшая центром мировой торговли, была создана по образу и подобию Мологской ярмарки – крупнейшего центра мировой торговли конца XIV — XVI вв.

Е. А. Анкудинова (1953 – 2015), долгое время возглавлявшая Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, очень много сделала для восстановления истории Ярославского края. Её имя присвоено историко-архитектурному комплексу «Вятское». За время своей работы на посту директора музея-заповедника Елена Андреевна собрала исторические документы, свидетельствующие о ключевой роли Ярославля в мировой торговле XIV — XVI вв. Все дороги вели через Ярославль, где пересекались важнейшие транзитные пути между Сибирью, Архангельском, Западной Европой и Востоком. В устье реки Мологи, где смыкались великие торговые пути Северо-двинский и Волжский, существовала Мологская ярмарка, куда на торги съезжались купцы. «Вся Евразия соединялась на Мологской ярмарке. Многочисленные купеческие суда загораживали широкое устье Мологи так, что люди без мостов переходили по судам с одного берега на другой. Оборот ярмарки был так велик, что сборщики пошлин собирали в казну великого князя по 180 пудов серебра». Основной мировой денежной единицей являлся царский серебряный рубль.

Географическое положение Волги уникально. Во все времена вплоть до Первой Мировой войны по её течению сначала в Верхнем, а затем в Нижнем Поволжье существовали важнейшие центры мировой торговли, куда устремлялись купцы и многочисленные путешественники со всего света Один из них – Александр Дюма в своей книге «Путешествие по России» (“Voyage en Russie”) писал:

«Россия имеет Волгу — самую большую реку в Европе, царицу наших рек, — и я поспешил поклониться ее величеству реке Волге!».

К сожалению, место, где проходила Мологская ярмарка, вместе с другими территориями оказались затопленными водами Рыбинского водохранилища в апреле 1941 года.